Обзорная экскурсия по Лиону

Лион и его окрестности могут по-настоящему занять туриста как минимум на неделю и каждый день он будет узнавать, видеть, пробовать что-то новое и незабываемые впечатления гарантированы на всё время вашего пребывания. Сам город, исторические части которого являются частью мирового наследия ЮНЕСКО, представляет большой интерес; также в Лионе немало значительных музеев на разные вкусы и интересы, из которых стоит выделить Музей Галло-Римской Цивилизации, Музей Изящных Искусств (второй по богатству коллекции в стране после Лувра), Музей Миниатюр и Кинодекораций, Музей Автомобилей, Музей Тканей и ещё много других. Не говоря уже об окрестностях города и региона, ближних и дальних – всего менее чем в двух часах езды начинается дорога великих бургундских вин, на юг протянулись виноградники Кот-дю-Рон, горы, озёра и замки Савойи, живописные средневековые деревушки и поросшие виноградниками холмы Божоле, потухшие вулканы Оверни и ущелья Ардеша, всё это на доступном расстоянии.
Но если вы останавливаетесь в Лионе лишь на короткое время или находитесь здесь проездом, а хочется познакомиться с городом поближе, лучше всего сделать это во время обзорной пешеходной экскурсии.В среднем, она длится четыре часа, идеальный промежуток времени для того, чтобы получить увидеть основные достопримечательности центра города, узнать о его истории и современной жизни, традициях, кухне и, при этом, не устать.

Лион, первая столица того, что впоследствии стало Францией, город с более чем двухтысячелетней историей, был основан римлянами в 43 году до н.э. на месте уже существовавшего несколько веков галльского поселения на холме, получившем впоследствии имя Фурвьер. Именно отсюда мы и начнём путешествие во времени, пройдя от античности до наших дней. Фурвьер – самое высокое место в городе и с эспланады можно охватить взглядом весь Лион, от ренессансных крыш старого города внизу и площадей Полуострова, вплоть до слияния двух рек, где спокойная и нежная Сона соединяется с могучим и своенравным Роном. А в хорошую погоду видны Альпы до Мон-Блана.

На вершине холма, там, где когда-то находился римский город, сегодня вознесла свои башни белоснежная базилика Фурвьерской Богоматери, настоящий дворец культа Девы Марии, построенный на средства жителей в знак благодарности Мадонне за спасение города от вражеского вторжения во время франко-прусской войны. Лионцы не раз давали обеты и обращались за помощью к своей покровительнице и всякий раз она оберегала их от всяких напастей, будь то войны или эпидемии. Сверкающая в солнечных лучах позолоченная статуя Девы на колокольне старинной часовни рядом с базиликой и сегодня простирает руки к городу.

От базилики, мимо Декумана – первой улицы Лиона, где по преданию, в момент основания поселения, на холм опустилась стая воронов, за что город и получил имя Лугдунум – холм воронов, мы направимся к большому археологическому парку. Раскопки прошлого века явили миру старейший на территории Галлии римский театр I века до н.э., а рядом с ним одеон, построенный столетием позже. Повторяя путь галло-римских жителей Лугдунума мы пройдём по древней дороге ведущей вниз, в Старый Лион, одновременно продвинувшись вперёд на несколько столетий и попадаем в крупнейший после Венеции жилой ренессансный ансамбль.

Старый Лион, бывший центром города более тысячи лет, протянулся вдоль Соны, у подножья холма Фурвьер. Много тайн и загадок хранят его извилистые мощеные улицы, видевшие пышные кортежи пап и королей, магов и алхимиков, тосканских и генуэзских банкиров и купцов самых разных стран. Итальянское влияние в квартале очень заметно в архитектуре периода Ренессанса, на который попадает расцвет Старого Лиона, ставшего настоящим торговым и интеллектуальным перекрёстком Европы. Четыре ярмарки в году, выгодное расположение на большом торговом пути с севера в Италию создали основу для богатства и процветания.

Вы посетите кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя XII-XV веков, увидите действие старейших астрономических часов, побываете в изящных лионских двориках с непременными башнями, галереями и колодцами, пройдёте по трабулям, пронизывающим дома и соединяющим продольные улицы. Трабули, то есть общественные проходы внутри частных зданий, заменявшие поперечные улицы для экономии места, одна из самых ярких особенностей лионской архитектуры. По желанию можно посетить мастерскую ткача, последнего оставшегося в квартале, где жило большинство ткачей до начала XIX века.

Перейдя на другую сторону Соны, мы остановимся у дома, на балконах которого прохожих приветствуют известные жители Лиона, от императора Клавдия и раннехристианских святых до братьев Люмьер и Поля Бокюза. Это один из знаменитых лионских тромплёев, росписей создающих оптическую иллюзию трёхмерного пространства созданных группой художников, расписавшей здания не только в Лионе, но и во многих городах мира, в том числе и в Москве. Затем мы поднимемся к Амфитеатру Трёх Галлий, построенному в I веке к прибытию в Лион императора Тиберия. Здесь ежегодно, в начале августа, собиралась ассамблея представителей 60 галльских народов, на празднования культа Рима и Августа, принесения клятвы верности императору и являясь как бы посредником между ним и народом Галлии. Так что можно сказать, это первый парламент Франции. Также здесь устраивались гладиаторские бои и представления с дикими животными, а в 177 году, во время гонений на христиан, на арене амфитеатра погибли первые христиане Галлии принявшие мученический венец.

От амфитеатра, пройдя через сквер с памятником уроженцу квартала, сержанту Бландану, геройски погибшему в 1842 в Алжире, мы выходим к площади Терро, со зданием Отель-де-Виля (городского совета) построенном в середине XVII века с которым гармонирует обрамляющий площадь с юга фасад Дворца Сен-Пьер, на месте которого находился женский бенедиктинский монастырь основанный ещё в VI веке, превращённый в роскошный барочный дворец в конце XVII века, в котором после закрытия монастыря во время революции, в 1803 году был открыт Музей Изящных Искусств. Сегодня он считается вторым после Лувра по богатству коллекций древностей, скульптуры и живописи. Напротив музея фонтан работы Бартольди, называемый «Колесницей Свободы» изображает аллегорию реки Гаронны и её четырёх притоков несущихся к океану. Вы узнаете почему Гаронна оказалась в Лионе, а также о таинственных событиях происходивших в монастыре Сен-Пьер в начале XVI века, забавную историю дверного молоточка ворот мэрии, о некоторых подробностях из жизни лионских палачей, почему на фасаде лионской оперы всего восемь муз и куда исчезла их девятая сестра и многое другое из истории квартала Терро.

На Полуострове расположены лучшие лионские бушоны, небольшие традиционные лионские ресторанчики, чаще всего семейные, в которых царит неповторимая атмосфера домашнего уюта. Блюда без изысков, простые, сытные, только из свежих продуктов. Но, как сказал известный кулинарный критик Курноски, объявивший Лион гастрономической столицей, «в кухне, как и в любом искусстве, простота признак совершенства». В ходе экскурсии вы узнаете об истории появления бушонов, в какие бушоны стоит заглянуть на обед или ужин и, конечно, о том какие оригинальные местные блюда стоит попробовать.

Затем мы пройдём вдоль Полуострова посетив готическую церковь Сен-Низье, в которой, среди прочего, вы увидите прекрасную статую «Богоматерь Благодати» лионского скульптора XVII века Антуана Козево и витражи XIX века крупного лионского мастера Люсьена Бегюля в часовне Троицы. Вы также увидите средневековые особняки в которых располагалась мэрия в XV-XVI веках, услышите об уроженце этого квартала Пьере Вальдо и основанном им движением вальденсов. Далее путь пройдёт по живописной улице Мерсьер – одной из немногих на полуострове сохранивших свой ренессансный облик. На площади Якобинцев (монахов-доминиканцев) мы остановимся у фонтана, посвящённого людям искусства, на протяжении веков принимавших участие в украшении города. Здесь до начала XIX века располагалось аббатство святого Иакова, где в 1316 году проходил «долгий конклав» описанный в романе Мориса Дрюона. После этого вы окажетесь на уютной маленькой площади, где с 1880 года стоит великолепное здание театра Целестинцев, работы Гаспара Андре, на месте командорства ордена Целестинцев, которое до XIV века, как и весь квартал, занимали тамплиеры.

Площадь Белькур – до недавнего времени крупнейшая во Франции, некогда королевская площадь о чём напоминает конная статуя Короля-Солнце, взирающего на своё творение с высоты пьедестала. Когда-то площадь была обсажена рядами липовых аллей, в тени которых молодой король прогуливался со своей первой возлюбленной. Позже здесь была установлена конная статуя короля, бил фонтан, здесь гулял весь цвет местной аристократии. И здесь же, во время ужасных дней октября 1793 года, когда город после долгой осады был взят войсками Конвента, Кутон, один из якобинских палачей приговорил Лион к уничтожению, следуя декрету «Лиона больше нет», после чего начались массовые расстрелы и разрушения зданий. К счастью, якобинская диктатура захлебнувшись в крови, вскоре была свергнута и Лион избежал участи Карфагена. А десять лет спустя Наполеон I заложил первый камень новых фасадов зданий на площади, начав возрождение Белькура и всего Лиона, к которому император питал особо тёплые чувства. Сегодня площадь, находящаяся в центре Полуострова, по прежнему в центре событий лионской жизни. Это место, где бьётся сердце Лиона.

Чуть к югу от Белькура находится квартал, до сих пор называемый Эне, по имени бенедиктинского аббатства, возникшего здесь в IX веке, вдали от городской суеты, в тихом и безлюдном в то время месте. О былом величии аббатства Эне свидетельствует редкий образец романской архитектуры в Лионе, базилика Святого Мартина, построенная в начале XII века. В период расцвета аббатства, в нём гостили папы и короли, Генрих IV и Мария Медичи, обвенчавшись в кафедральном соборе Сен-Жан провели в Эне свой медовый месяц. В церкви можно увидеть замечательные романские капители с библейскими сценами, готическую капеллу Сен-Мишель, великолепную мозаику Ипполита Фландрена, витражи Люсьена Бегюля. У базилики Сен-Мартен-д’Эне, где до середины XVIII века было слияние Рона и Соны мы и закончим листать пожелтевшие страницы истории Лиона, но книга эта всегда готова открыться перед теми, кто захочет продолжить своё знакомство с этим многоликим городом.

На главную