Чудеса Дофине

Ещё со средних веков известен был список «Семи чудес Дофине», куда входили природные диковинки региона. Но, можете поверить, чудес в Дофине гораздо больше. И несколько из них вы увидите во время этой экскурсии. Одно из них, рукотворное, представляет собой воплощённую в камне поэму мечты простого сельского почтальона прославившегося на весь мир своим творением, которое он строил тридцать лет и три года, как в старых сказках. Наверняка вы догадались, что речь идёт об «Идеальном Дворце» почтальона Фердинанда Шеваля, самом ярком образце наивной архитектуры. Просто не верится, что это всё работа одного человека.

Причём он не был ни скульптором, ни архитектором, не обладал даже азами этих профессий когда приступал к своему колоссальному труду. Просто у него была мечта, навеянная картинками из журналов и открыток, которые он разносил по долгу службы. Несомненно, многие посетители отмечают нечто общее с «Храмом Святого Семейства» Антонио Гауди. Однако напрасно, порой, пытаются говорить о некоем влиянии Гауди, поскольку во-первых Шеваль, не покидавший своей округи даже не знал о существовании этого архитектора, а во-вторых, у Гауди владел как теорией так и практикой и «Саграда Фамилия» создавалась по продуманным чертежам. Шеваль же начав работу абсолютно не знал каким будет его храм по завершении и руководствовался скорее позывами души и стремительным полётом мечты. Здесь есть элементы напоминающие индуистские или буддистские храмы, средневековые крепости, храмы различных конфессий, но это отнюдь не ералаш, – всё подчинено общей гармонии с природой. Неспроста изначально почтальон Шеваль именовал своё творение «Храмом Природы». И лишь затем, когда поэт, восхищённый увиденным, написал стихотворение «Твой дворец, твой идеал», за произведением почтальона закрепилось название «Идеальный Дворец». Его можно также смело назвать настоящим чудом, которое не оставляет никого из увидевших его равнодушным.

Подходит время обеда, а значит знакомства с гастрономическими чудесами в таверне антонитов, которых Франсуа Рабле называл «мастерами ветчины». Сегодня ордена уже давно не существует, но в таверне расположенной на том же месте не один век, кулинарные традиции антонитов хранят до сих пор. За обедом я расскажу о возникновении ордена, о том, как попали в Дофине мощи отца всех монахов, Святого Антония Египетского, о величии и упадке ордена. А после обеда мы войдём в находящуюся рядом церковь Святого Антония, часть некогда крупного аббатства, центра ордена антонитов, насчитывавшего в период расцвета около 1300 монашеских учреждений по всей Европе, вплоть до Греции и Кипра. С тех пор, как сюда были принесены мощи Святого Антония, поселение получило название Сент-Антуан. Церковь, сокровище готического искусства, была одним из первых монументов Франции вошедших в список «исторических памятников», стараниями Проспера Мериме, бывшего их главным инспектором. Церковь, конечно, сильно пострадала от религиозных войн, от революции, но всё ещё можно видеть великолепные фрески, гобелены и скульптуры.

Я расскажу о заслуге антонитов в деле обустройства находившегося в аббатстве приюта-госпиталя, где братья, слывшие искусными медиками, спасали многих от распространённой в средние века болезни получившей название «антонов огонь», попросту говоря гангрены. Более того, работа госпиталя была организована таким образом, что спасённые, но оставшиеся калеками до конца жизни находились на довольствии монастыря, в обмен на ту работу, какую они могли делать в приюте; чаще всего уход за больными. Полюбовавшись напоследок видом открывающимся с эспланады перед церковью, мы отправимся далее, на сей раз к природному чуду, пещерам Шоранш.

Но по дороге стоит ненадолго остановиться у берега речки Бурн, в городке Пон-ан-Руайян, где на нависшей над рекой скале приютились как бы подвешенные домики, чей живописный вид с давних пор поражает туристов. И вот, любуясь проплывающими за окном головокружительными панорамными пейзажами Веркора, мы добираемся до конечной цели нашей экскурсии, пещер Шоранш. В регионе Рон-Альпы, конечно, много красивых пещер, но эта, действительно уникальна. Не говоря уже о том, что пещеры стали культовым местом для профессиональных спелеологов, только здесь в таком изобилии встречаются сталактиты, называемые фистулами. В длину они достигают более трёх метров, а в толщину всего около четырёх миллиметров. Тысячи тоненьких трубочек сотворённых природой в течение веков из кристаллов известняка свисают с потолков залов и галерей, создают очень зрелищный эффект. Который ещё больше усиливает сопровождаемая музыка и световые эффекты. Порой кажется, что находишься в каком-то подземном храме, украшенном множеством фигур и рельефов, выполненных неким скульптором, которые вырывает из мрака луч подсветки. Но скульптор здесь один – природа. И ещё в пещерах Шоранш можно увидеть крайне редкое животное, обитающее лишь в подземных озёрах на Балканах, — европейского протея.

На главную